Mick Laboratory
 
ПК8000 Сура Веста Хобби Карат Фотон Сура Программы На

    Фотон

 

      Фотон  - семейство компьютерных игровых автоматов, выпускаемых одноименной фирмой из г. Пенза в конце 80-х и в начале 90-х. Игровые автоматы Фотон строились на базе плат различных компьютеров и в том числе на базе плат компьютеров ПК8000. В руководстве по эксплуатации плата компьютера обозначалась как Игровой компьютер ИК-0, а автоматы в целом имели диапазон обозначений как Фотон 001...099. Сколько реально было выпущено вариантов автоматов из этого диапазона неизвестно, но если считать по количеству игр, то вариантов будет не менее трех, а именно с играми: Тетрис, Питон и Клад+Лабиринт.

    Немного стоит упомянуть о истории находки этого автомата. В ноябре 2008 года на форуме http://forum.emu-russia.net/ пользователь Алексей Спирин (Black1972), который увлекался поиском информации об игровых автоматов времен СССР, сообщил о находке трех автоматов Фотон с играми Питон, Тетрис и в одном из них было две игры Клад и Лабиринт. В поисках дальнейшей информации он зарегестрировался на форуме http://zx.pk.ru/ где и попросил помощи с написанием эмулятора и снятия дампа игр. После бурных дискуссий и безуспешных попыток снять дамп на расстоянии было решено, что для начала плату пришлют мне и уже на месте решится вопрос как извлечь вожделенные прошивки. И вот когда плата с игрой Тетрис оказалась у меня и после некоторых раздумий было найдено решение. На микроконтроллере ATmega8535 и еще нескольких микросхем был собран дампер, который присоединялся к разъему расширений компьютера. Идея была такова, при включении микроконтроллер выставлял сигнал захвата шины тем самым блокируя работу микропроцессора платы. Затем когда микропроцессор находился в режиме ожидания, вся шина данных и адреса была под управлением дампера. После этого содержимое ПЗУ считать не составило особого труда. После того как появился первый дамп за дело взялся Дмитрий Целиков (b2m), который сразу сделал поддержку автомата в своем эмуляторе http://bashkiria-2m.narod.ru/. В дальнейшем по такой же методике были считаны еще два дампа с других игровых автоматов. Кроме того к поиску информации подключился Марк Хасков (Mirazh), которому удалось встретится с одним из основателей фирмы Фотон, Александром Волковым, который предоставил ему на время несколько ПЗУ с играми. В последствии оказалось что это игры были уже от другого варианта игрового автомата, на базе ZX Spectrum совместимых компьютеров. Также Black1972 удалось расспросить об истории создания игровых автоматов у Андрея Малышкина, интервью с котором можно прочитать ниже.

 

     Плата с игрой "Тетрис".

 

 

 

     А вот так выглядела плата с игрой "Питон".

 

 

 

Документация:

 

1. Компьютерный игровой автомат Фотон. Руководство по эксплуатации в формате djvu - скачать

 

Прошивки:

 

Игра Тетрис

Классический тетрис, где надо двигать и укладывать геометрические фигуры в ряды, после заполнения которых они исчезают.

Файл для игрового автомата: скачать

Игра Питон

Классичекая игра, где надо управлять змеей поедая кроликов. И чем больше змея поедает их, тем длиннее становится. Хочется отметить, что это самый визуально красивый питон из всех встреченных мной.

Файл для игрового автомата: скачать


Игры Клад и Лабиринт

Классические игры, где надо бегать по лабиринтам в поисках кладов или выхода, уворачиваясь от всяких настроенных враждебно существ. Выбор нужной игры осуществляется в начале, в старовом меню.

Файл для игрового автомата: скачать


Эмулятор игрового автомата

Данный эмулятор настроен только на игровой автомат и включает все вышеперечисленные игры.

Файл для системы Windows: скачать

 

Интервью:

 

    В 2009 году Спирин Алексей (Black1972) связался с Малышкиным Андреем и задал несколько вопросов касательно истории производства игровых автоматов. Интервью публиковалось на форуме http://zx.pk.ru/. Ниже я собрал воедино вопросы и ответы, орфография и пунктуация сохранена.

 

Вопрос:

 

Как возникла идея выпускать игровой автомат?

 

Ответ:

 

     Жить хотелось не только на зарплату инженера завода. Да и к тому же в то время микропроцессоры в виде маленьких компьютеров стали активно применяться для развлечений. Первые кооперативы с целью получения прибыли были готовы покупать недорогие игровые автоматы нового поколения на базе микрокомпьютеров. Т.е. появился спрос - возникло предложение. К моменту появления идеи про игровой автомат ПК-8000 уже активно выпускался серийно, имел несколько нормальных "живых" и привлекательных игр. Идея превратить его в полноценный игровой автомат просто витала в воздухе, но нужно было предприятие, которое захотело бы сделать под него производство и сбытовую сеть.

 

Вопрос:

 

Как родилась идея делать именно автомат на базе ПК8000?

 

Ответ:

 

     Друзья разработчиков работали в кооперативе, делали мебель. В результате дружеских контактов летавшая в воздухе идея сделать недорогой игровой автомат собственными силами для зарабатывания на такой идее денег получила почву под ногами. С одной стороны был компьютер, производимый серийно в Пензе. С другой тут же были программисты и инженеры-системотехники, способные его быстро доработать. Были игровые программы, было кому их писать. Был кооператив, производивший мебель, который без труда мог делать деревянные корпуса для игровых автоматов. Все было в одном городе, все люди с разных заинтересованных сторон были друзьями. Так и родилось. Более подробно, совсем в деталях, знает только Волков (кооператив "Фотон") и Фролов Александр.

 

Вопрос:

 

Как появилось название "Фотон"?

 

Ответ:

 

     Мебельный кооператив назывался "Фотон". Имя очень даже соответствовало игровому автомату своего времени. Научно, перспективно, заманчиво... Имя должно было рекламировать кооператив. Вообщем, решили сильно не заморачиваться с названиями, оставили одноименное по имени кооператива. Более подробно, почему именно Фотон и как это решение о названии принималось, знают Шамин и Волков.

 

Вопрос:

 

Какая реально здесь роль Шамина?

 

Ответ:

 

     Владелец кооператива, распорядитель кредитов, денежных средств. Увидел выгоду в реализации идеи, решил рискнуть, вложить средства.

 

Вопрос:

 

Расскажите о тех, кто входил в команду разработчиков "Фотона". Какая роль Фролова и других разработчиков ПК8000?

 

Ответ:

 

     Общая реализация идеи, внедрение в производство - Волков (кооператив Фотон). Конструкция электронной начинки - Фролов, программное обеспечение - Такочаков. Немного помогали с программами Малышкин и Беляков. Было еще несколько человек в кооперативе, кто разрабатывал конструктив, джойстик, но мне их имена не известны. Хотя в конструировании джойстика активное участие принимали люди с завода "ВЭМ".

 

Вопрос:

 

Какое участие принимал завод ВЭМ в этом деле?

 

Ответ:

 

     Производил комплектующие для электронной начинки. Официально завод "ВЭМ" никаким боком отношения к игровому автомату не имел.

 

Вопрос:

 

Оформлялись ли технические условия ТУ на автомат?

 

Ответ:

 

     Документация была, но в каком виде - не знаю, это прошло мимо меня.

 

Вопрос:

 

Хотелось бы знать годы выпуска автомата (я так понял 1988-1991) и почему его перестали выпускать 1988-1991.

 

Ответ:

 

     Причин прекращения выпуска было много. В основном экономического плана. Подробно знает Волков. Так же произошло насыщение рынка, в другие регионы автомат продавался не очень активно. Была конкуренция со стороны игровых классов на базе персоналок.

 

Вопрос:

 

Сколько было выпущено автоматов всего? Сколько стоил автомат? Какая документация поставлялась с автоматом?

 

Ответ:

 

     Знают только в Фотоне.

 

Вопрос:

 

Какие игры были разработаны специально для него и кто их разработчики? Дмитрий Беляков, ссылаясь на Вас сказал, что вроде бы сначала на автомат ставили его Питона, а потом заменили на Такочаковского. Я нашёл 3 автомата с играми “Тетрис”, “Питон” и “Клад+Лабиринт”. Александр Фролов мне сказал, что Тетрис и Питон писал Такочаков. Что Питона полностью содрали c Yamaha? Были ли другие игры для этого автомата?

 

Ответ:

 

     Сначала был Питон Белякова. Потом его поменяли на Питона от Такочакова. Этого Питона Такочаков ПОЛНОСТЬЮ НАПИСАЛ САМ (!), взяв только идею с MSX-1. Фактически, этого Питона Такочаков написал именно по заказу с Фотона и именно для игрового автомата, потом этот Питон ходил в составе игр для ПК-8000. Это была одна из самых "заводных" игр для ПК-8000. Был Тетрис, но не тот, который был разработан сразу к серии ПК-8000. Был “Клад+Лабиринт”. Было еще 2 или 3 игры, но это уже позже, в 1990-1991 годах. В то время я занимался совершенно другими работами и след работ по игровому автомату потерял.

 

Вопрос:

 

Известно, что "Лабиринт"/"Клад" существует также в виде игры для ПК8000. Игры писались специально для автомата или адаптировались из уже существующих?

 

Ответ:

 

     Что-то писалось специально для автомата, потом ушло в ПК-8000, что-то наоборот, как Питон Белякова: сначала Питон был игрой для ПК, потом был доработан для загрузки из внешнего ПЗУ, оснащен работой с монетоприемником и переработан на управление джойстиком.

 

Вопрос:

 

Где выпускались автоматы "Фотон"? Чем кончилась история с "Фотоном"?

 

Ответ:

 

     Выпускались на территории кооператива Фотон в Терновке, г. Пенза. Более нигде не выпускались. По причинам экономического и производственного характера выпуск был прекращен. В связи с тем, что к тому времени (1992 год) продукция из-за рубежа на игровом рынке была намного конкуррентнее отечественной продукции, повторных попыток разработать и произвести что-то подобное не предпринималось. Игровой автомат Фотон появился и производился потому, что образовалась ниша подобных устройств, которая не была заполнена ничем. А природа не любит пустоты. Кооператив "Фотон" в той или иной форме существует и поныне. Занимается мебелью.

 

К сожалению, особенно тонких подробностей производства автомата я не знаю, так как не был вхож непосредственно в производственный процесс. Ищите Волкова и пытайте на эту тему его - он все знает в деталях.

 

Вопрос:

 

Сейчас только прочитал про "секретное оружие Люфтваффе )))" из другой ветки. Видимо это то про эту защиту говорил Волков.

 

Ответ:

 

     Да, действительно, это та самая защита. Я ее сам ставил на некоторые игры для Фотона, да и не только для Фотона. Такая защита применялась для внешних ПЗУ с игровыми программами для игровых классов на базе ПК-8000. Николай Такочаков на все свои программы для Фотона ставил эту защиту. Чтобы разработчикам игр производители игрового автомата "Фотон" выплачивали дивиденды, все игры, поставляемые к Фотону, привязывались защитой к конкретным экземплярам ПЗУ. В последнюю микросхему ПЗУ (по порядку) на программаторе сначала перед программированием основного массива кода в часть ячеек, обычно в последние 256 байт, писались нули, затем микросхема клалась под УФ-лампу, где лежала несколько минут. Время частичного стирания определялось эксперементальным путем и зависило от конкретной партии и производителя ПЗУ-ек. Когда ячейки с нулями становились частично стертыми, они при чтении микропроцессором читались то как 0 то как 1. Защита многократно читала необходимый кусок ПЗУ, и, если видела нестабильность чтения этого участка, давала разрешение на работу. Если же все ячейки читались нормально, то это означало, что игра пиратским образом, минуя отчисления разработчику, была установлена в автомат. Соответственно, в зависимости от алгоритма работы защиты, либо игра просто сразу висла, либо висла или вылетала в процессе игры через небольшое время. Отсрочка по зависанию делалась специально, чтобы внутри кода программы было сложно отследить тот момент, когда программа проверяет защиту. В некоторых программах контроль за наличием защиты в ПЗУ вживлялся авторами к код программы многократно, причем это очень сильно маскировалось в виде неявного вызова процедуры через стек процессора, чтобы взломать защиту было крайне затруднительно.

 

В последствии, после 1990 года, возможно, Такочаков передавал ПЗУ Фотону со своими программами уже не защищенными, но я этот момент в деталях не знаю. Так же я допускаю, что защиту с некоторых игр кто-то мог и снять, разобравшись в коде программ. С какой-то программы защиту мы сами снимали по просьбе Фотона: по-моему, это был Питон Белякова.

 

Судьбу программ для Фотона я знаю только до 1990 года, дальше я участия в разработке программ для него не принимал. Такочаков писал программы для Фотона до последнего, но у него уже не спросишь...

 

Так что если кто захочет запустить на эмуляторе софт с Фотона - проверьте наличие защиты на чтение ПЗУ: если считаете защищенное ПЗУ - программа на эмуляторе работать не будет.

 

C ПЗУ с защитой Фотоны будут 88 года или самого начала 89 года. Одним из точных признаков Фотона с защищенными ПЗУ будут кроватки для ПЗУ на "материнской" плате. С очень большой вероятностью, что если такое изделие попадет в руки, то его делал лично кто-то из производственников или разработчиков ПК-8000.

 

Вообще же я точно не помню, да я и никогда напрямую производителям Фотона ничего не продавал (все работы для Фотона я делал через Фролова и Такочакова), но по-моему, Волков в "интервью" сказал правду, что программы от разработчиков ПК-8000 пришлось за большие деньги (по тем временам) кому-то отдавать для "вскрытия", чтобы можно было тиражировать без авторских отчислений. Вполне допускаю, что в какой-то момент между производителями и Такочаковым возникли трения относительно суммы оплаты за программы, а автоматы надо было производить, так как они пользовались спросом.

 

Благодарности:

 

Спирину Алексею (Black1972) - за организацию процесса обсуждения и поиск информации по игровым автоматам фирмы Фотон.
Малышкину Андрею - за ответы на заданные вопросы.
Хаскову Марку (Mirazh) - за содействие в поиске информации по игровому автомату Фотон
Целикову Дмитрию (b2m) - за создание эмулятора ПК8000 и поддержки в нем игрового автомата Фотон - http://bashkiria-2m.narod.ru/

 

      Mick Laboratory 2010...2017